Правда о «классовой войне» в Америке

Республиканцы и другие консерваторы, выступающие против любых предложений относительно повышения налогов для корпораций и богачей, неизменно выдвигают два аргумента. Во-первых, утверждают они, подобные планы провоцируют несвойственную для Америки «классовую войну», настраивая рабочий класс против бизнеса и зажиточных сограждан. Во-вторых, их реализация приведет к перераспределению в пользу государства средств, которые можно было бы вложить в производство, создавая тем самым новые рабочие места.

Эти доводы не подкрепляются ни логикой, ни практикой. Особенно абсурдным выглядит утверждение о «классовой войне». Приведу два простых факта. Во-первых, в конце Второй мировой войны на каждый доллар увеличения налогов для физических лиц приходилось полтора доллара повышения налогообложения прибыли корпораций. Сегодня это соотношение полностью изменилось: на каждый доллар, получаемый Вашингтоном от налогообложения физических лиц, приходится лишь 25 центов поступлений от налогов для бизнеса. Одним словом, за последние 50 лет центр тяжести федеральной налоговой системы сместился от корпораций в сторону физических лиц.

Во-вторых, за те же полвека произошло еще одно изменение, куда более радикальное, чем довольно скромные предложения противоположного характера, озвученные Обамой на этой неделе: ставка федерального подоходного налога для самых богатых американцев снизилась с 95 до 35%. Тем не менее республиканцы и консерваторы предпочитают говорить о «классовой войне» именно в связи с планом президента, а не в контексте этого выдающегося «достижения» — перераспределения налогового бремени в пользу богачей и корпораций — в ущерб рабочему классу.

Система налогообложения, созданная Вашингтоном за последние пятьдесят лет, основана на двух принципах: смещении налогового бремени от юридических лиц к физическим, и от самых богатых индивидов ко всем остальным. Если в ходе общенациональной дискуссии мы хотим всерьез упоминать термин «классовая война» применительно к налоговой политике Вашингтона, то реальность такова: победителями в этой войне вышли корпорации и богачи. И сейчас проигравшие – все мы, остальные – хотят лишь немного сократить свои финансовые потери за счет небольшого повышения налогов для сверхбогачей (при этом о корпорациях речь вообще не идет, или пока не идет).

Расценивать эти усилия как развязывание классовой войны на американской политической арене – значит либо кривить душой, либо демонстрировать полное непонимание налоговой политики федерального Центра. Впрочем, целям консерваторов, вероятно, соответствует сочетание лжи и неведения.

Во многом то же самое можно сказать и об утверждениях республиканцев, будто налогообложение корпораций и миллионеров лишает их средств, необходимых для расширения бизнеса и создания новых рабочих мест. Не далее как в прошлую пятницу Федеральная резервная система США обнародовала данные о том, что на балансе американских корпораций сегодня находится рекордная сумма денег – более 2 триллионов долларов. При этом даже при нынешних низких ставках налогов для корпораций и богатых эти средства не вкладываются в производство и не создают рабочих мест. Кроме того, они не распределяются в пользу других граждан, а значит не тратятся и на приобретение потребительских товаров. Израсходовать часть этих средств на финансирование мер Вашингтона по стимулированию экономики – и тем более на создание возможностей трудиться для нынешних безработных – было бы куда более эффективным способом увеличения занятости, чем позволять им лежать без дела на счетах корпораций.

В прошлом месяце Уоррен Баффет (Warren Buffett) расстроил многих своих «друзей миллиардеров» своей статьей в New York Times. Он категорически заявил, что никогда не встречал ни одного серьезного инвестора, который в своих решениях о вложении капиталов руководствовался бы размером ставки налогообложения. Определяющую роль здесь всегда играет ожидаемая прибыль. Затем Баффет призвал американские власти повысить налоги для самых богатых – таких как он сам. Кроме того, он прозрачно намекнул, что сохранение налоговых ставок для миллионеров и миллиардеров на более низком уровне, чем для людей со средними и низкими доходами, создает политическую угрозу для всей нынешней экономической системы Америки.

Таким образом, еще один парадокс, связанный с безответственными разговорами о «классовой войне», заключается в следующем: республиканцы и другие консерваторы, возражающие против любого повышения налогов для богачей и корпораций, провоцируют, как отметил Баффет и еще откровеннее предостерег на прошлой неделе мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг (Michael Bloomberg), возрождение классового самосознания в американском обществе. И когда это станет фактом, Вашингтон, вероятно, увидит на собственном опыте, что такое настоящая классовая война.