Путин и Медведев — символы современной России

Очередной съезд «Единой России» – событие, несомненно, важное. Главная в стране партия определяется с выборной стратегией и программой, формирует избирательный список. Но кто об этом вспомнит через какое-то время?

Уйдёт в забвение без сожаления. А что навеки войдёт в политическую историю, отпечатается в памяти каждого мало-мальски интересующегося происходящими в стране делами человека, так это финал главной интриги последнего года: кто же станет следующим президентом России – Медведев или Путин? Все карты раскрыты: Путин идёт в президенты. Впрочем, бесспорным является то, что каждый из них олицетворяет собой определённый этап истории страны, оба совершают ошибки и добывают победы, оба имеют огромный ресурс влияния и несут громадный груз ответственности. И Путина, и Медведева без всякой высокопарности можно назвать символами современной России. Они – тандем, но у каждого своя история.

Из президента в премьеры

Широкую известность и узнаваемость Дмитрий Медведев приобрёл в 2005-м году. Именно тогда в России стартовали знаменитые «национальные проекты», во главе которых и встал будущий президент. В том же году Медведев был назначен первым вице-премьером, в правительстве он курировал социальные и гуманитарные направления. В кабинете министров Фрадкова, а затем Зубкова молодой вице-премьер объективно был в числе лучших, практически все значимые успехи того времени, связанные с социально-экономическими преобразованиями, можно записать в актив Медведева.

В канун президентской кампании 2008 года журналисты, политологи, да и простые россияне с энтузиазмом гадали, кого же в качестве своего преемника предпочтет Владимир Путин: консерватора, «силовика» Сергея Иванова либо интеллектуала, либерала Дмитрия Медведева? У самого Путина иллюзий на этот счёт не было, своего ближайшего питерского сподвижника он уже давно видел в лице следующего главы государства.

Весной 2008-го россияне избрали нового президента. Тот период оказался для Медведева самым сложным в его политической биографии. На первый год президентства пришлись как минимум два тяжелейших испытания: грузино-югоосетинский конфликт (спустя всего 3 месяца после инаугурации) и начало мирового финансового кризиса. С грузинской агрессией новый российской лидер справился очень достойно – 5-дневная война обернулась полным фиаско для Саакашвили и, наоборот, укрепила репутацию Медведева (в том числе в глазах западной общественности), ощутимо подняв рейтинг доверия среди россиян.

С финансово-экономическими проблемами всё оказалось куда сложнее, однако ни один в мире президент или премьер-министр отвернуть от своей страны рецессию не сумел. Россию «накрыло» примерно так же, как всех остальных, и меры реагирования, как и у других, были несколько запоздалые.

В тандеме Медведев-Путин президент преимущественно занимался (и занимается) вопросами технологического развития, продвигая свою «фирменную» идею о модернизации. Однако главное, на мой взгляд, достижение Дмитрия Медведева на высшем посту – улучшение внешнеполитического климата в контексте Запада и США.

Медведев по своей сути более либеральный политик, чем Путин. Поэтому большинство западных государств отнеслись к новому российскому лидеру с немалым энтузиазмом. Избранные в один год Медведев и Обама быстро нашли общий язык, сумев достичь какого-никакого доверия и превратив две сверхдержавы в самых настоящих партнёров. При Медведеве Москва и Вашингтон выработали общие военно-политические ориентиры, стали бороться с общими, взаимоопасными вызовами, а главное – пришло осмысление того, что дружить России и США намного выгоднее и полезнее, чем конфликтовать.

Государства Старого Света – главным образом те, что находятся «на передовой» европейских политических процессов – тоже стали намного ближе к Москве. У кого нынче язык повернётся назвать Германию или Францию не дружной России страной? А буквально накануне Москву, впервые за долгое время, визитировал премьер-министр Великобритании. Впечатление от визита Кэмерона – вполне позитивное.

Из личных качеств Дмитрия Медведева нельзя не отметить талант публичного политика. Медведев очень хорошо говорит, его вышколенный, отточенный ораторский стиль – настоящее счастье для кремлёвских пиарщиков и спичрайтеров. Тем не менее, у действующего президента есть одна проблемная область – ему крайне тяжело даются «неформальные образы». Проще говоря, Медведев не сможет под рёв толпы проехаться с ветерком на крутом байке, или же, облачившись в гламурный костюм, поразить аудиторию вокальными талантами. Всё это, с одной стороны, президенту абсолютно ни к чему, однако уровень доверия простых людей складывается из множества критериев, зачастую парадоксальных и даже нелепых.

Именно поэтому рейтинг Дмитрия Медведева на протяжении всех лет стабильно ниже, чем у Владимира Путина. А договорённость внутри «тандема» была однозначной: кто популярнее, тот и пойдёт в президенты. Путин победил.

Из премьера в президенты

Владимир Путин для современной России – больше, чем просто лидер нации. Нынешняя политическая система, да и вся государственная модель в целом обязаны своим происхождением именно Путину. Взяв правящие вожжи в свои руки на стыке тысячелетий, он был вынужден строить новое государство, т.к. предыдущее потеряло всякую жизнеспособность – дефолт, война, теракты, власть криминалитета, совершеннейшая нищета и много чего ещё. Отчасти всё это осталось и в сегодняшнем, «путинском» государстве, но масштабы несопоставимы. Доказывать обратное – бессмысленно и даже цинично.

Методы решения проблем, которые использовались при выстраивании новой политический системы, порой были жёсткими и бескомпромиссными. За это оппоненты Путина приписывали ему авторитарный стиль управления, сетовали на сворачивающуюся демократию. Тем не менее, так называемый «режим Путина» дал возможность существенно повысить социальные стандарты, укрепить безопасность внутри страны и на её границах, а также превратить Россию в мощного субъекта на внешней арене, способного влиять на многие мировые процессы.

Отношение к Путину на Западе менялось год от года, апогеем чего стало присуждение российскому лидеру в 2007-м звания «Человек года». Столь почётной регалией Владимира Путина наградил авторитетнейший американский (!) журнал «Time». А ещё был Орден Почетного Легиона от президента Франции, признание и уважение Германии и Италии, ну и, разумеется, высокий уровень доверия со стороны российского общества.

Владимир Путин – выходец из спецслужб. Как правило, таким людям крайне тяжело даётся любая публичная деятельность, они, все как один, не любят гласность и внимание масс-медиа. Профессиональная закрытость вынуждает их оставаться «в тени», подальше от телекамер и назойливых журналистов. Но встречаются исключения. Наш герой – ярчайшее тому подтверждение.

Путин в совершенстве освоил методы «соблазнения» электората. Он регулярно «облачается» в различные неформальные амплуа, как то дзюдоист, музыкант, байкер, аквалангист и т.д. Направления самые разные – от брутальности до гламура, на любой вкус, и на всё это с удовольствием смотрит российский избиратель. Пообщавшись с обожателями Путина из числа простых россиян, можно легко понять, что многие отдадут за него голос только из-за внешней симпатии.

Но, разумеется, Путин идёт в президенты не для того, чтобы образами жонглировать. За свой третий срок национальный лидер должен успеть многое. Две главные российские беды – отнюдь не те, что выплывают из бессмертного фольклора. Коррупция и монополии – с этим в первую очередь нужно бороться, чтобы вывести Россию на новую траекторию развития.

Очень важно перейти от консервативной модели управления, действовавшей в течение первых двух сроков Путина, к более гибкой и прогрессивной. В этом смысле критически необходимо развивать и расширять российское политическое поле, чтобы рождались серьёзные, долгоиграющие проекты, навязывающие конкуренцию консервативной «Единой России».

Конкуренция должна ощущаться и в органах исполнительной власти – на самом высоком уровне. Не могут быть министры вечными, иначе в «анабиоз» впадают целые отрасли. Оглушительная отставка Кудрина – хороший сигнал, вполне вероятна основательная чиновничья «чистка». И Путин, и Медведев подбирать кадры умеют неплохо.