Россия выбросила «черный список»

Дмитрий Медведев поручил снять ограничения на въезд в РФ одиозных украинских политиков. Как сообщает МИД, отказ от практики так называемых «черных списков», в пользу чего последовательно выступала российская сторона, отвечает новому характеру отношений между Москвой и Киевом.

Переговоры об отмене этих списков были инициированы еще в апреле в ходе визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова на Украину. Тогда Украина попросила некоторое время.

Практика «черных списков» граждан активизировалась в последние годы нахождения у власти Виктора Ющенко. Причины отказа на въезд МИД Украины и СБУ каждый раз называли разные. В основном россиянам инкриминировали заявления и призывы, «несущие угрозу территориальной целостности и безопасности Украины».

Формированием своих «черных списков» до сих пор Москва и Киев занимались неофициально. Ни Россия, ни Украина никогда не обнародовали перечень людей, которым запрещен въезд, а сами фигуранты списков узнавали об этом по факту — на пограничном контроле.

После избрания президентом Украины Виктора Ющенко обе стороны утверждали, что никаких «черных списков» не существует. Летом 2007 года, дипломаты двух стран наконец-то договорились об отмене ограничений в целях «развития украинско-российских договоренностей, достигнутых на высшем уровне». Правда в договоре, оставили для себя лазейку для продолжения войны «черных списков», включив в соглашение пункт, согласно которому «в случае, если некоторые граждане будут делать что-либо противоречащее законодательству, оскорбляющее государство или народ, власти будут реагировать на это соответствующим образом». Позже официальный Киев не раз пользовался этим условием.

Персонами нон грата на Украине были депутаты Госдумы Владимир Жириновский, Константин Затулин, Виктор Водолацкий, а также мэр Москвы Юрий Лужков, политолог Глеб Павловский, телеведущие Михаил Леонтьев и Аркадий Мамонтов, ряд общественных деятелей.

На территорию России в свое время не были допущены советник президента Виктора Ющенко Николай Жулинский, экс-глава МИД Украины Петр Порошенко, брат бывшего президента Украины Петр Ющенко, заместитель председателя украинской партии «Пора» Сергей Евтушенко.

Как пояснил «Гудку» один «персон нон грата» для Украины, директор института стран СНГ Константин Затулин, для обычных граждан России на Украину никаких изменений не произошло. «Черные списки формировали в правительстве Виктора Ющенко по политическим критериям. Нельзя было допустить украинскую аудиторию к встрече с российскими политиками и общественными деятелями, которые высказывали критику в адрес «оранжевых». В аэропортах Украины содержалась база данных для пограничников и сотрудников СБУ, в соответствии с которой российских политиков просто останавливали на границе. Когда в России убедились, что никакие аргументы о недопустимости таких действий в администрации Ющенко не принимаются, то были сформированы аналогичные списки и в отношении ярых украинских русофобов».

Сейчас, по мнению Константина Затулина, президент Дмитрий Медведев «подводит черту» под этими конфликтами. «Но украинский МИД аналогичного заявления пока не сделал. В то же время фактически ограничения уже не действуют – и я и несколько других участников этих списков после избрания президентом Виктора Януковича уже побывали на Украине без каких-либо препятствий. Кстати отказ от черных списков это не означает, что Россия не будет отслеживать в потоке прибывающих в нашу страну экстремистов и лиц, подозреваемых в связях с террористическими организациями. Их не пустят в страну – но именно из-за подозрений в совершении уголовных преступлений, а не по политическим мотивам», — уточнил Константин Затулин.

Заместитель генерального директора Фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин отметил, что поручение российского президента МИДу – это продолжение настройки дружественных отношений двух стран. «Любые ограничения – это источник конфликтов и скандалов, которые теперь никому не нужны. Российские политики из черных списков лично у Януковича не вызывают никакой антипатии и в действительности не представляют угрозы для безопасности Украины. Для простых граждан ограничения существовавшие при Ющенко никаких неудобства не доставляли, хотя когда Россия только начала применять запрет на въезд в качестве ответной меры, то пострадали несколько украинских политиков которые не были ярко выраженными «антироссийскими» деятелями», — напомнил Алексей Макаркин.