Николай Злобин: Шпионы перезагрузки

Красочный шпионский скандал зажегся и потух так молниеносно, что оказался короче, чем чемпионат мира по футболу. Но России и США он принес пользы больше, чем вреда.

Оцените динамику. 11 июня в ЮАР состоялись два стартовых матча, и в этот же день Барак Обама впервые получил информацию о существовании в США российской шпионской сети и личные данные 11 вовлеченных в нее людей. Он дал указание собрать Совет национальной безопасности, который собрался 18 июня. Председательствовал сам президент. Обсуждались разные сценарии развития событий. Было принято решение провести одновременный арест всех членов сети, но только после окончания официального визита в США российского президента Медведева.

23 июня Дмитрий Медведев прибыл в Сан-Франциско. Во второй половине дня 25 июня он прилетел в Вашингтон и провел переговоры с Обамой. Вечером 26 июня Медведев вылетел в Канаду для участия во встрече Большой двадцатки. Уже рано утром 27 июня спецслужбы США провели обыски в домах людей, которые входили, по их мнению, в российскую шпионскую группу, и произвели 10 арестов. Еще один человек, как известно, был арестован на Кипре. В США начался длинный уик-энд празднования Дня независимости, но уже 8 июля десять арестованных в суде признали себя частично виновными, что дало возможность обменять их на четырех осужденных за шпионаж россиян. Американский судья снял с этих десятерых обвинения в незаконной легализации доходов, фальсификации личной информации и т. д. и велел покинуть страну сразу после объявления решения. Про шпионаж речи не было вообще. В тот же день реинкарнированные граждане России были депортированы с условием, что они никогда не вернутся в США.

Одновременно 20 российских граждан были помилованы Медведевым и четверо из них вывезены из страны на самолете МЧС. Была проведена операция с двумя самолетами в Вене, напомнившая времена холодной войны. Шпионская история подошла к концу, а на чемпионате мира по футболу, между тем, не определились даже бронзовые призеры. Безусловно, писать и говорить о произошедшем будут еще долго. Неизвестно, как будут вести себя обменянные индивидуумы, продолжая подогревать интерес к себе.

Если оставить в стороне уже многократно поднятые проблемы, такие как эффективность разведки России вообще и результативность данной сети в частности, ее шпионский или псевдошпионский характер, причины провала, вопросы о том, остается ли шпион, который ничего не нашпионил, шпионом и т. д., все равно остается несколько бросающихся в глаза фактов.

Во-первых, скорость и скоординированность работы российской и американской сторон. Безусловно, это на сегодня самый яркий пример практической перезагрузки взаимных отношений, пример успеха американской политики Медведева и российской политики Обамы. Уровень взаимного доверия, который продемонстрировали президенты двух стран, а также их секретные и дипломатические службы, не может не поражать. Он соответствует отношениям близких стратегических партнеров и свидетельствует о наличии на самом верху политической воли и желания сохранить максимально доброжелательную и доверительную атмосферу между странами и их лидерами.

Во-вторых, полное совпадение в сложившейся ситуации интересов Москвы и Вашингтона. Очевидно, что обе страны не хотели допускать судебного процесса в США, ибо, с одной стороны, был велик шанс, что обвинение в шпионаже развалится, но с другой — было совершенно неизвестно, что может всплыть в ходе длительного и шумного процесса, никак не контролируемого ни тем, ни другим правительством.

Удалось не только предотвратить болезненный удар по российской политике Барака Обамы и его рейтингам среди американцев, что соответствует интересам Кремля в свете приближающихся в США промежуточных выборов, но и значительно снизить, а может быть, даже предотвратить провал ратификации в американском конгрессе нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Для обеих администраций шпионский скандал стал общей проблемой. Обычно они пытались договариваться по «внешним» вопросам, типа Ирана или Киргизии. Впервые они эффективно разрешили острую, но внутреннюю для их отношений проблему. Стороны откровенно действовали с целью уменьшить возможный ущерб своему партнеру. Они вместе убегали от холодной войны.

В-третьих, учитывая быстроту, эффективность, методы, а также степень скоординированности всех шагов обеих сторон, представляется совершенно невероятным, чтобы президент России во время визита в США не был проинформирован американским коллегой о сложившейся ситуации. Более того, вполне вероятно, что он приехал туда, уже располагая определенными сведениями по этому вопросу, полученными от своих спецслужб.

Распространенная одновременно в обеих странах информация о том, что в США Медведев не был поставлен в известность о готовящейся операции, представляется неправдоподобной. Только президенты на самом высоком национальном уровне могли договориться о сценариях разрешения конфликта. Если бы Обама не проинформировал российского коллегу, это, во-первых, сделало бы невозможным такую быстроту действий с обеих сторон, во-вторых, не дало бы России время решить проблемы на своей стороне, в том числе с доставкой меняемых индивидуумов в Москву, юридической процедурой помилования, включая уговоры Сутягина признать свою вину и т. д., а в-третьих, создало бы атмосферу взаимного недоверия и острой подозрительности между президентами, что могло помешать дальнейшим шагам. Это противоречило бы политике перезагрузки и стилю общения, который сложился у Обамы и Медведева.

В-четвертых, информация о том, что список для обмена предложили американцы, также не выдерживает критики. Будь их воля, США никогда не пошли бы на столь неравноценный обмен (4 человека на 10), упустив возможность получить еще нескольких человек, обвиненных в России в работе на них. Более того, они попытались бы выторговать освобождение некоторых знаковых политических заключенных. Как известно, самого Сутягина российские власти не спрашивали о желании быть обменянным, а поставили перед фактом, американцы же, неожиданно получившие к нему свободный доступ, убедили подписать признание. Другой обменянный, Василенко, уже заканчивал отбывать наказание по уголовной статье, ибо у российской Фемиды не было доказательств его шпионской деятельности. Поэтому у США не было особенных стимулов для его выменивания. Еще один участник венского обмена — Скрипаль — вообще не имел никакого отношения к США, а являлся агентом МИ-6. Только Запорожский был очевидным агентом ЦРУ. Вашингтон не торговался, имея все карты на руках. Это свидетельствует о том, что скорость операции и ее политический эффект были приоритетами для обеих сторон. Сейчас американцы подозревают, что несколько продешевили.

В-пятых, обе стороны согласованно закрыли глаза на явные несуразности и юридические неопределенности операции. Так, например, Россия, соглашаясь на обмен, по сути, признала своих граждан шпионами, хотя судебная система США даже не приступила к обнародованию своих доказательств. Но при этом Москва быстро согласилась обменять их на людей, реально нанесших вред безопасности страны. США, в свою очередь, добровольно оказались в сложной ситуации с Сутягиным, поставив в двойственное положение как правозащитников обеих стран, так и своих официальных лиц, которые много лет утверждали, что он не является американским агентом. Непонятна история одиннадцатого шпиона, Кристофера Метсоса, который сумел моментально скрыться после того, как был почему-то отпущен на Кипре под залог. Похоже, что обе страны решили им больше не заниматься. Американцы прекратят его разыскивать, а Москва не будет доказывать, что он не был ее агентом. Также неясно, имеет ли к всему этому отношение перебежчик Сергей Третьяков, о смерти которого было почему-то объявлено только после завершения обмена, хотя она произошла за несколько недель до этого.

Впервые в истории Россия меняла своих собственных граждан, причем четверых из них передала в руки США. Это противоречит статье 61 Конституции России, которая состоит из двух пунктов, гласящих: «1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. 2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». Насколько известно, все высланные продолжают оставаться гражданами России, ибо лишить их гражданства нельзя. Более того, российские власти сами снабдили их свежими загранпаспортами. В отличие от США, где есть норма, регулирующая лишение гражданства, да и то лишь натурализованных лиц, Россия такой нормы не имеет. Российская власть пошла на серьезное нарушение Конституции страны, но есть все основания считать, что Белый дом в своем следующем отчете о состоянии демократии в России не будет ее в этом упрекать.

Россия и США будут продолжать шпионить друг за другом, это одна из естественных функций государства. Нынешний шпионский скандал только внешне напомнил холодную войну. На самом деле, как это ни парадоксально, он сблизил две страны, показал скептикам возможности перезагрузки и доказал, что США и Россия могут сегодня быстро договариваться по самым щепетильным вопросам. А это неплохой сигнал всему миру.